Время работы:
ПН-ПТ 08:30 - 17:30
СБ-ВС выходной
Каталог товаров

Некоторые технические решения построения ИСФЗ


Особо важные объекты — это объекты, последствия от осуществления угроз в отношении которых могут повлечь за со-бой особо крупный или невосполнимый материальный ущерб, экологическую катастрофу на объекте или в регионе, гибель большого числа людей или угрозу жизни большому числу людей на объекте или в регионе, политические последствия, потерю особо важных государственных секретов, другие особо тяжкие последствия.

Несомненно, что атомные электростанции (АЭС) относятся к категории особо важных объектов с повышенной значимостью потерь. Поэтому правительство РФ четко регламентирует необходимые меры безопасности этих объектов. Система физической защиты АЭС должна включать: организационные мероприятия, инженерно — технические средства физической защиты, действия подразделений охраны. Инженерно — технические средства физической защиты состоят из технических средств и физических барьеров.

Технические средства физической защиты включают в себя:

  • систему (системы) охранной сигнализации, расположенной по периметру охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений;
  • средства для осуществления доступа, установленные на контрольно — пропускных пунктах и в охраняемых зданиях, сооружениях, помещениях;
  • систему оптико — электронного наблюдения за периметрами охраняемых зон, контрольно — пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, сооружениями, помещениями;
  • систему специальной связи;
  • средства обнаружения проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла;
  • системы обеспечения (электропитание, освещение и др.).

Все технические средства, входящие в систему физической защиты, в случае отключения основного электропитания должны сохранять работоспособность, что обеспечивается путем их автоматического переключения на резервные источники.

Физическими барьерами являются строительные конструкции ядерно опасного объекта (стены, перекрытия, ворота, двери), специально разработанные конструкции (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, контейнеры) и другие физические препятствия.

Контрольно — пропускные пункты должны быть оборудованы средствами защиты лиц, осуществляющих охрану, от поражения стрелковым оружием, а транспортные контрольно — пропускные пункты — также и противотаранными устройствами.

В данной статье мы поподробнее остановимся на вариантах организации периметральных заграждений применительно к АЭС и типах противотаранных устройств, покажем типовое решение оборудования въездных железно-дорожных ворот противотаранным устройством производства ЗАО «ЦеСИС НИКИРЭТ» г. Пенза.

Система физической защиты должна гарантировать своевременное прибытие сил ответственного действия (охраны) и пресечения выполнения нарушителями их задач. Роль инженерных средств защиты (ИСЗ) состоит в том, чтобы увеличить количество времени, необходимого нарушителям для преодоления препятствий, создаваемых в различных точках маршрута, и предоставления силам охраны времени, необходимого для нейтрализации угрозы. Некоторые типы ИСЗ способны существенно задерживать продвижения нарушителей и даже нейтрализовать угрозу.

Ворота, калитки и ограждения должны быть одинаково эффективными средствами задержки.

Имеющиеся на объектах ворота и калитки, часто нуждаются в дополнительном укреплении, т.к. слабые места их конструкций (петли, замки, засовы) облегчают возможность проникновения. Кроме того, проезжая часть дороги часто подходит непосредственно к воротам, делая возможным разрушение их движущимся транспортным средством. Противотаранные устройства устанавливаются, чтобы свести к минимуму вероятность силового прорыва в точках въезда.

Большинство применяемых в настоящее время противотаранных систем предусматривают использование одного или сочетания нескольких средств остановки транспортных средств.

В системах периметровой охраны строительство собственно ограды может составлять основную долю затрат на за-щиту объекта в целом. Источником затруднений могут стать раздельные контракты на поставку и строительство ограды, на монтаж технических средств охраны периметра. Если окажется, что уже смонтированная система не удовлетворяет предъявленным требованиям, заказчик окажется в положении заложника между двумя, а то и тремя исполнителями. По-этому, при построении систем безопасности необходимо четко понимать важность ограничения выбора оборудования лишь системами, прошедшими жесткие совместные испытания и продемонстрировавшими надежную совместную работу при всевозможных внешних условиях. Комплексная поставка систем ограждений и датчиков охраны позволит также избежать нежелательной процедуры формальной передачи ограды изготовителем либо строительной организацией поставщику технических средств охраны.

Заграждения условно (в зависимости от назначения) можно разделить на три категории.

1) Заграждения пассивные (строительные) в России традиционно представлены металлическими массивными сварными решетками, установленными на ленточных фундаментах и ограждениями, изготовленными из железобетон-ных, либо монолитно-кирпичных панелей.

Этот тип заграждений наиболее удобен для преодоления путем перелаза, особенно с применением вспомогательных средств. Для сигнализационного контроля непосредственно полотна монолитного заграждения от перелаза выбор сигна-лизационных средств весьма ограничен. Это изделия «Годограф-1» (НИКИРЭТ), работающий на трибоэффекте в специ-альном кабеле, и кабельное виброакустическое средство «Дефенсор» (Geoguip, Великобритания).

Но следует помнить, что вопрос возможности их применения строго индивидуален, поэтому в большинстве случаев монолитные заграждения приходится дополнительно оборудовать различными видами сигнализационных козырьков.

Монолитные строительные заграждения используются для обеспечения максимальной скрытности объекта, обладают наибольшей устойчивостью к разрушению, создают иллюзию изоляции объекта от внешней среды, но стоимость их, как правило, максимальная, а устойчивость к преодолению – минимальная.

2) Активные (сигнализационные) заграждения образованы, как правило, металлическими конструкциями, являю-щиеся чувствительными элементами средства обнаружения. Это:

комплекс «Ярус» — серийно-выпускаемый Центром специальных инженерных сооружений НИКИРЭТ (ЦеСИС НИКИРЭТ), в котором колючая проволока закреплена через изоляторы на металлических опорах, являющийся базовым для защиты объектов Министерства обороны РФ.

Электромеханическое средство обнаружения DTR-2000 (фирма Magal, Израиль), где барьер образуют туго на-тянутые стальные проволоки, закрепленные на металлических столбах с помощью точечных датчиков натяже-ния.

— Сетчатое заграждение «Метол» — серийно производимое «ЦеСИС НИКИРЭТ»,
выполнено в виде сварного оцинкованного полотна из проволоки диаметром 2,8 мм, ли-бо сварных оцинкованных и крашенных па-нелей с диаметром проволоки 5 мм, которые устанавливаются и закрепляются на металли-ческих опорах специальной конструкции.

Предназначено для использования в составе комплексов технических средств охраны пе-риметров различных объектов как в качестве физического препятствия, так и в качестве элемента конструкции средств обнаружения вибрационного принципа действия.

— Заграждение «МАХАОН стандарт» — серийно производимое «ЦеСИС НИКИРЭТ»,
выполнено в виде сварной оцинкованной па-нели и покрыто полимерным материалом. Выполнено из стальной проволоки диамет-ром 5 мм методом точечной сварки. Оптими-зировано под различные средства обнаруже-ния, такие как радиолучевые, радиоволновые, вибрационные.

— Заграждение «Паллада — 8» — также серийно производимое «ЦеСИС НИКИРЭТ»,
выполнено в виде сварной оцинкованной па-нели и покрыто эмалью. Выполнено из стальной проволоки диаметром 8 мм методом точечной сварки. Так же оптимизировано под различные средства обнаружения: радиолу-чевые, радиоволновые, вибрационные.

3) Заграждения, создаваемые из армированной колючей ленты (АКЛ). Колючую ленту по своему назначению можно рассматривать как элемент, пришедший на смену колючей проволоке. Лента является более прочной и эффективной. Свойства колючей ленты позволяют не только заменить колючую проволоку, но и применить новые виды заграждений.
Код формы по СтПУД-04 УД-04-12/1

Сигнализационные заграждения обеспечивают максимальную эффективность комплекта «заграждение – средство обнаружения» и максимально затрудняют их преодоление путем перелаза, позволяют жестко контролировать целостность полотна различными датчиками. Основная задача, которую необходимо решить на этапе проектиро-вания подобных систем — это необходимость обеспечения соответствия конструкции заграждения и физических параметров средств обнаружения. Это также относится к оборудованию строительных заграждений сигнализаци-онными козырьками.

При условии квалифицированного проектирования, строительства и обслуживания данный тип заграждений имеет наибольшую привлекательность с точки зрения критерия «эффективность – стоимость».

Противотаранные устройства так же условно можно разделить на три категории.

1) Подъемные препятствия, например:
— RSB70 (Automatic Systems, Бельгия). Подъемный блокиратор в опущенном состоянии представляет со-бой «лежащего полицейского» высотой 10 см. Ширина дорожного проезда 3,0 м (2,0 м), высота барьера 35 см. Характеристика воспринимаемого таранного удара — легковые и грузовые автомобили до 4,5т.

— ПДЗУ (ООО «Поликом», г. Москва). Подъемный блокиратор в опущенном состоянии представляет со-бой «лежащего полицейского» высотой 15-25 см (возможен одновременный двухсторонний подъем). В поднятом положении есть фиксатор. Ширина дорожного проезда 2-8 м, высота барьера до 80 см. Характе-ристика воспринимаемого таранного удара — транспортное средство массой до 20 т.

2) Выдвижного (телескопического) типа, например:

— City 275 (FAAC Group, Италия). Представляет собой два металлических цилиндра — один находится ниже уровня земли, а второй подвижный. Высота барьера 60 см (80 см). Скорость подъема – 10 см/с. Ударная нагрузка 6 кДж.

— SP1000 (ЦеСИС НИКИРЭТ, г. Пенза). Бронированный барьер телескопического типа. Характеристика воспринимаемого таранного удара – грузовой автомобиль массой 20т на скорости 40 км/ч.

3) Шлагбаумного типа, например:

— ПТ-6 (ЦеСИС НИКИРЭТ, г. Пенза).

Шлагбаум, высота барьера 80 см, время открывания — от 5 сек. Характеристика воспринимаемого таранного удара – транс-портное средство массой 20т на скорости 40 км/ч (~1232 кДж).

При применении противотаранных устройств следует обратить внимание, что первые два типа ПТУ монтируются в дорожное полотно и их установка на железнодорожных путях запрещена Правилами МПС. Поэтому целесообразно использовать шлагбаумные противотаранные устройства на объектах, оснащенных железнодорожными воротами (на АЭС совмещенные КПП для проезда авто и ж/д транспорта).

Преимущества ПТУ шлагбаумного типа

  • Защита объекта от прорыва транспорта в двух направлениях – на въезд и на выезд
  • Полное перекрытие ширины дорожного проезда шлагбаумом ПТУ
  • Нет ограничения по массе и скорости пропускаемых транспортных средств при поднятом барьере
  • Не образует препятствия в открытом состоянии, имеет агрессивный внешний вид
  • Подвижные элементы подвеса, приводов барьера и фиксатора закрыты и защищены от вмешательства в их работу и от воздействия атмосферных осадков
  • Небольшой объём восстановительных работ после таранного удара – замене подлежат только балка, вал барьера и 2 штыря, на которые опускается барьер. Рама и опора ПТУ выдерживают нагрузку и не требуют ремонта после удара
  • Возможно применение на ж/д въездах для защиты от прорыва а/м по ж/д путям. Возможна организация шлюз-коридора для досмотра а/м, в комбинации с воротами и смотровой площадкой

Недостатки ПТУ, устанавливаемых в дорожное полотно

  • Защита только в одном направлении (на въезд). Для защиты при выезде необходимо устанавливать ещё одно устройство
  • Перекрытие проезда шириной не более 3,5 м. При более широком проезде необходимо применение ещё одного устройства либо устройство иных барьеров
  • Ограничения по массе и скорости пропускаемых а/м в опущенном состоянии (т.е. когда проезд от-крыт). При необходимости пропуска большегрузного транспорта, массой св. 50 т, необходим де-монтаж устройств
  • В опущенном состоянии образует «лежачего полицейского», что требует устройства наклонных съездов их бетона с двух сторон от устройства
  • Требуются отвод талых вод и регулярная очистка от грязи, снега, намерзающего льда
  • Демонтаж и замена устройства на новое после таранного удара нетяжелого грузового автомобиля
  • На ж/д полотне установка запрещена правилами МПС. Не обеспечивает возможность организации шлюз-коридора

Остановимся поподробнее на противотаранном устройстве шлагбаумного типа ПТ-6 (далее по тексту ПТУ). ПТУ представляет собой механизм с двумя опорами. Опоры устанавливаются на противоположные стороны про-езда, подлежащего блокированию. В закрытом состоянии устройства на опорах расположен барьер (шлагбаум). Шлагбаум уравновешен металлическим противовесом. ПТУ оснащено двумя электромеханическими приводами – приводом барьера и приводом фиксатора. Фиксатор блокирует барьер в закрытом состоянии.

Основные технические характеристики:
1. Ширина блокируемого дорожного проезда 4,5 (6,0) м
2. Высота барьера 800 мм ± 40 мм
3. Время закрытия не более 40 сек.
4. Усилие при ручном приводе не более 10 кг
5. Срок службы 10 лет
6. Гарантийный срок службы 1 год
7. Срок службы до первого капитального ремонта 5 лет
8. Условия эксплуатации от минус 40°С до плюс 40°С По индивидуальному заказу возможно расширение температурного диапазона от минус 60°С до плюс 50°С.
9. Срок хранения 5 лет
10. Масса базового комплекта (без фундамента)
не более — 4800 кг
11. Габаритные размеры с кожухами (без фундамента) 8000х2220х3420 (9500х2200х3420) мм.

Характеристики по стойкости к таранному удару ПТУ обеспечивает только при условии установки его на фундамент. Фундамент разрабатывается проектным путем, специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию на проектирование. Проектирование фундамента должно вестись с учётом типов грунта в месте эксплуатации ПТУ. Ориентировочный расход бетона, для грунтов 4 группы, — ≈30 куб. м.

Так как ПТУ собирается на месте эксплуатации требуется разрабатывать проектную документацию для монтажа изделия. При этом, в соответствии с особенностями конкретного объекта (контрольно-пропускного пункта), где будет установлено ПТУ, определяется номенклатура материалов (кабелей, кабель-каналов и пр.).

Современная система безопасности особо важного объекта является сложным интегрированным комплексом, включающим в себя значительное количество составляющих от инженерных сооружений до всевозможных электронных систем обработки сигналов и сбора информации. В этой связи необходимо четкое понимание важности выбора оборудования. Свой выбор следует отдавать системам, прошедшим жесткие полигонные испытания и продемонстрировавшим надежную работу при воздействии всевозможных внешних условий.

Важным моментом является сбор информации о работе предлагаемого оборудования на объектах со схожими условиями эксплуатации, причем желательно останавливать свой выбор на производителях, продолжительное время проработавших в сфере обеспечения безопасности и успевших себя хорошо зарекомендовать. Приток инвестиций в развитие систем безопасности повысил финансовую привлекательность данного сегмента рынка. Это привлекло в отрасль значительное количество фирм — «однодневок», не обеспечивающих комплексного подхода к созданию систем безопасности крупных объектов.

В этой ситуации важно определить критерии выбора поставщика структурными подразделениями Федерального агенства РФ по атомной энергии, без соблюдения которых инвестиции в создание системы безопасности не принесут ожидаемого эффекта:

  • опыт работы на рынке внедрения и производства средств безопасности не менее 10-15 лет;
  • наличие собственной испытательной базы;
  • опыт создания систем безопасности ряда крупных промышленных предприятий со сложными условиями эксплуатации;
  • наличие сертификатов и лицензий на все виды предлагаемого оборудования и услуг;
  • наличие возможности выполнения всех видов работ по созданию систем безопасности от обследования объекта и проектирования до осуществления поставки оборудования и выполнения всего комплекса монтажных и пусконаладочных работ;
  • наличие возможности постоянного технического обслуживания и модернизации внедренных на объектах систем.

Максимов А. Л., Сигаев В. А., 2006 г.

Все новости